Алёна Евсеенко (miracleforlife) wrote,
Алёна Евсеенко
miracleforlife

  • Mood:
  • Music:

"Утраченное искусство красноречия" - как говорить, чтобы тебя слушали

Честно скажу, сама бы я книгу Ричарда Доуиза не заказала. Но когда обнаружилось, что "МИФ" положит мне именно "Утраченное искусство красноречия" в подарок за заказ, не расстроилась. Успей я заказать свои экземпляры детских книг днём раньше, то получила бы какое-то мотивационное издание из серии "стать лучшей версией себя". Но всё вышло именно так, как вышло.



Долгое время я даже не распаковывала книгу с моим самым любимым президентом на обложке. Было страшно. Казалось, что там какая-то невнятная тягомотина. Да, даже несмотря на то, что книга "МИФ".



Поэтому я взяла книгу с собой в деревню в надежде, что от скуки она меня зацепит. И верно. Она зацепила.



В предисловии автор описывает свой личный опыт, в результате которого он стал одним из известных спичрайтеров в США. Когда Ричард работал редактором новостей в небольшой текстильной компании, руководитель попросил его подготовить речь для президента компании.

"Мне нужно было решить и то, что скажет президент, и то, как он это скажет", - переживал Доуиз. Он пишет про своё удивление, когда высшее лицо компании произнёс речь именно так, как автор и написал: "Всё это доставило мне огромное удовлетворение".



В своей книге "Утраченное искусство красноречия" Доуиз не только даёт советы, как писать качественные тексты, преодолевать страх публичных выступлений или же подготовиться к выступлениям. Он также приводит примеры речей, сказанных известными и не очень людьми. Как отмечает автор, "читать и слушать – один из основных способов научиться писать и произносить".



Как и во многом другом, определение цели является самым важным при выборе темы и написании речи. Автор делится личным опытом, говоря, что за годы своей работы он выделил шесть основных целей:

1) Развлечь
2) Проинформировать
3) Вдохновить
4) Мотивировать
5) Отстоять точку зрения
6) Убедить.



Для себя я отметила, что эти правила подходят и к блогу, и к любому разговору. Собственно говоря, можно иногда даже рот не открывать, если не выбрал для себя одну из этих целей.



Доуиз также делится своими наработанными лайфхаками, помогающими подготовить план речи:

- Тщательно исследуйте предмет речи.
- Подготовьте письменную формулировку конкретной цели речи.
- Запишите, чего вы добиваетесь от аудитории, что слушатели должны подумать, почувствовать или сделать.
- Основываясь на подготовке, запишите все положения, которые хотели бы обсудить. Ограничьте его до 3-5 наиболее важных положений.
- Определите общую тему, возникшую в результате выбора важнейших положений речи.




Уже в начале книги автор делится действительно стоящими рекомендациями. Примеры речей, которые изначально я планировала пропускать, в большинстве своём написаны довольно увлекательно. Особенно меня тронули речи любимого Джона Кеннеди и преподобного Джесси Джексона. Когда я читала последнюю немного даже всплакнула. Она действительно очень сильная.



Честно скажу, первые главы я читала с мыслями, что, наверное, разыграю эту книгу в каком-нибудь марафоне или розыгрыше. Когда же дочитала до середины, поняла, что эта книга из тех, которые можно иногда перечитывать, каждый раз находя в ней что-то новенькое. Или же, чтобы освежить забытое.



Почти в каждой главе есть что-то, о чём мне хочется записать. Честно, если ещё пару раз прочитаю "Утраченное искусство красноречия", то моя речь из порой несвязной и спонтанной превратится в соловьиное пение. И ни капли не меньше. Больше, да. Но не меньше. Нет.



"Хорошие ораторы не боятся пользоваться простыми словами. Они уверены в своих идеях и не заботятся о том, чтобы упаковать их в обёртку цветистых или претенциозных слов", - пишет Доуиз перед тем, как дать ещё несколько рекомендаций, как заставить язык работать на себя.

1) Будьте собой. Используйте привычные для вас слова.
2) Говорите с аудиторией, а не перед ней. Пусть речь выглядит, как диалог, а не лекция.
3) Больше личного опыта. Иногда это обладает внушительной силой.
4) Используйте сильные, активные глаголы, означающие действия, и яркие существительные. Когда вы произносите бежать, плакать, прыгать, скакать, рычать, рвать, эти глаголы вызывают образ реальных существ. "Овация стоя" - бесцветно. "Повскакивали с мест" - это живое действие.
5) Действительный залог, а не страдательный. Это значит, что "Барбара бросила торт в Чарльза", а не "торт брошен Барбарой в Чарльза".
6) Конкретные слова, а не общие фразы.
7) Меньше жаргона.
8) Задайте нужный тон, скорее переходите к делу и следите за правильностью речи.

И, конечно, чтобы произнести действительно хорошую речь, необходимо не только её написать красиво и грамотно, но и несколько раз прочитать. Так лучше усвоится-запомнится. Меньше будет страха. Можно прочитать речь как друзьям, так и самому себе перед зеркалом.



В университете у меня был преподаватель по какому-то бесчисленному количеству предметов. Владимир Сапунов. Ему тогда было лет 27 и он знал 7 языков. Свои лекции он всегда рассказывал без конспектов. При этом его речь звучала ровно и даже какие-то внезапные вопросы "из студии" не могли его сбить с толку. Мы постоянно обсуждали между собой его уникальность, пока однажды не допытали с пристрастием.

"Если бы я учил лекцию каждый раз перед тем, как её читать, то сошёл бы с ума", - ответил он на наши вопросы.



Нет, у него была своя "метода". Как и в изучении языков, так и для того, чтобы запомнить это бесконечное количество материала, Сапунову помогало зеркало.

Не знаю, почему я, обладая таким знанием, ни разу не применила его, но, наверное, раз вспомнила это сейчас, то это реальный повод попробовать выучить так хотя бы английский.



Самое интересное, что сдать зачёт и экзамен у Сапунова было просто. Он изначально относился к нам, как к недотёпам и поэтому ставил "4" просто за красивые глазки.

Кстати, этой книги у "МИФ" уже нет. Так что она раритет.
Tags: МИФ, Утраченное искусство красноречия, издательство "МИФ", книги, красноречие, методика, память, писательство, рецензия, речь, спичрайтер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments