Алёна Евсеенко (miracleforlife) wrote,
Алёна Евсеенко
miracleforlife

  • Mood:
  • Music:

"Автор, ножницы, бумага" - пособие для журналистов

Когда я увидела книгу Николая Кононова, то срочно прочитала первую главу. Мне понравилось. Поняла, что хочу её в бумажном виде.



И вот лежит она у меня день, два. Не идёт и всё тут. Неделю лежала почти без дела. Две главы прочитала и дальше не идёт. Я её со всех сторон полистала, понюхала. Нет и всё.

Потом просто устроила себе день овоща, улеглась на кровать и не встала, пока всю не прочитала.

И тогда я всё поняла.



Одновременно с "автором и ножницами" я читаю с телефона Джона Эйкаффа. И вот "Начни" больше мне на душу легла. А из-за того, что читала их одновременно, где-то на уровне подсознания сравнивала. О книге-мотиваторе я ещё напишу.

Что хочу сказать про пособие по написанию впечатляющих текстов. Мне кажется, после того, как закрыл эту книгу, её надо снова открыть и заново перечитать. Тогда будешь уже подготовлен, чего ждать. Информацию можно будет не только воспринимать художественным текстом, но брать и применять советы на деле.



Если её не сравнивать с книгой-мотиватором, то можно найти много интересного. Например, Кононов рекомендует писать книги и большие тексты по плану. Чтобы было понятно, о чём он говорит, в третьей главе есть разбор очерка "Код Павла Дурова".

Имея на руках такой план, можно спокойно наращивать мышцы текста, не переживая о вдохновении. По словам автора, "недопустимо писать "как пойдёт" или в духе "придумаю-ка я пару глав и начну писать".

- Это дорога в ад, где у грешников ни на что нет времени и их мучают воспоминания, как расточительны они были в земной жизни.

Так говорит Николай и у вас есть выбор. Верить ему или же нет. Мне всё же более близок подход Эйкаффа, где он пишет что-то из серии "я это написал, потому что так произошло со мной сегодня".

При том, что мне тяжело принять правила (а это целый свод правил), признаю, что книга может быть полезной. Она очень впечатляюще структурна. Помимо основной главы, есть выводы, основной тезис, а также авторские "как надо" и "как не надо". То есть если книгу перечитывать очень уж не хочется, то можно полистать хотя бы эти дополнения. Их легко найти. Выводы напечатаны на бумаге зелёного цвета.



Всего в книге 14 уроков. Авторский метод, как написано в анонсе, опробован на редакциях, семинарах и курсах "Как писать хорошо". В первой главе автор предлагает не думать на тему, зачем писать.

- Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать.

Вдохновив на роман, автор предлагает критерии, по которым можно оценить, годится ли тема появиться на публике.



Думаю, эта книга является немного кармической для меня. Все свои тексты я пишу потоком. Поэтому они частенько страдают от беструктурности. Бывают непонятны. Начало иногда не пересекается с концовкой. Когда я прочитала первую главу, то подумала, что мы с Кононовым на одной волне.

А потом хоп и во второй главе вдруг оказалось, что автор вполне себе земной человек, в музу не верит и другим не велит.



- Писательское мастерство кажется нам чем-то вроде блуждания с сачком для ловли вдохновения и пришпиливания его к бумаге. Игра воображения плюс немного перемолотого опыта - и рано или поздно муза сбросит вам свою гуманитарную помощь. Но на самом деле выдумывание и запись фантазий - лишь фасад ремесла, та его сторона, о которой говорят в интервью. За этим фасадом таятся тёмные комнаты, полные чудовищ.


В этой главе автор написал, как готовится к написанию текста Дина Рубина. Упоминает также про Корнея Чуковского. Раздаёт лайфхаки, как записывать интервью и утверждает, что все врут. Поэтому факты придётся проверить и не раз.

На этих словах мне стало понятно, что лучше писать сказки и я отложила её. Считаю себя реальным героем, что вновь взяла её в руки и могу написать выводы:

- я рада, что всё-таки прочитала книгу
- но мне её было довольно тяжело читать
- многие "надо" и "не надо" можно выучить наизусть
- автор учит структуре

Думаю, пусть она отлежится ещё пару недель и перечитаю её снова. Потому что у меня был уже раз подобный опыт.



В "Росбалт" я пришла парящей птицей, пишущей совершенно невообразимые тексты. Я недавно нашла тут свой хит про красные листья 14-летней давности. Честно, был шок. Хочется где-то опубликовать эти шедевры (а их пять текстов), но пока мир к такому не готов.

Так вот в "Росбалте" меня дрючили. Сильно. Я сопротивлялась из всех сил, не желая прогибаться под мир. Но день ото дня мои тексты становились более удобоваримыми. В свободное от работы выпускающим редактором, бегала на разные мероприятия, поэтому в итоге научилась писать даже лонгриды. Но! Без регулярности эти навыки могут исчезнуть.



Так что предлагаю своё "как надо":

- Пишите в своём стиле. Написав, посмотрите на текст, оцените его по предложенной автором структуре. Возможно, что-то поменяйте местами. Добавьте интересных "бантиков".

И вот моё "как не надо":

- Подумайте, что вы дебил, который не умеет писать. Прекратите писать.

Мне кажется, самое главное в жизни - это делать то, что хочется. К счастью, рвать зубы другим меня не привлекает, поэтому мне не грозит накосячить по-серьёзному. А вот писать я могу где и когда угодно, не причиняя другим вреда.

Поэтому если вам хочется писать, то просто делайте это. А структура и умение видеть бантики приходит с опытом. Все говорят, и автор тоже повторяет эту заезженую пластинку от 10 тысячах часах. Хочется уже закричать: "Да надоело об этом слушать!".

Но так и есть. Мы не можем родиться машиной по выплёвыванию шедевров. Но можем себя такими сделать, если будем верить прежде своему сердцу, а не чужим правилам. Ведь каждый может ошибаться.
Tags: Автор, МИФ, бумага, книги, ножницы, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments